Инструменты сайта


М.Е. Салтыков-Щедрин, цитаты

Чего-то хотелось: не то конституции...

Я сидел дома и, по обыкновению, не знал, что с собой делать. Что-то хотелось: не то конституции, не то севрюжины с хреном, не то кого-нибудь ободрать. Ободрать бы сначала, - мелькнуло у меня в голове, ободрать, да и в сторону. Да по-нынешнему, так, чтобы ни истцов, ни ответчиков – ничего. Так, мол, само собою случилось, - поди доискивайся! А потом, зарекомендовав себя благонамеренным, можно и об конституциях на досуге помечтать.

Будет ли при конституциях казначей? – вот в чем вопрос. И вопрос очень существенный, ежели принять в соображение, что жизненные припасы с каждым годом делаются дороже и дороже, а потребности, благодаря развитию культурности, увеличиваются не по дням, а по часам. Черта ли и в конституциях, ежели при них должности казначея не полагается! Ободрать… вот это – бесподобно! Вот при «Уложении о наказаниях»1) нет казначея – поэтому оно ни для кого и не лестно. Но, может быть, поэтому-то именно оно и дано нам.

Я человек культурный, потому что служил в кавалерии. И еще потому, что в настоящее время заказываю платья у Шармера. И еще потому, что по субботам обедаю в Английском клубе. Приду в пять часов, проберусь в уголок на свое место и ем, покуда не запыхаюсь. Прежде, бывало, я разговаривал, а нынче – только ем.

Источник: Культурные люди. 1876. Собрание сочинений. 1971, Т.12, С.295. Полный текст ЗДЕСЬ

Что-то больно на патриотизм нажимает

— не иначе проворовался!

Источник. Мне не известен.

У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!

Я не бывал за границей, но легко могу вообразить себе положение россиянина, выползшего из своей скорлупы, чтобы себя показать и людей посмотреть. Все-то ему ново, всего-то он боится, потому что из всех форм европейской жизни он всецело воспринял только одну — искусство, не обдирая рта, есть артишоки и глотать устрицы, не проглатывая в то же время раковин. Всякий иностранец кажется ему высшим организмом, который может и мыслить, и выражать свою мысль; перед каждым он ежится и трусит, потому что кто ж его знает? а вдруг недоглядишь за собой и сделаешь невесть какое невежество! В России он ехал на перекладных и колотил по зубам ямщиков; за границей он пересел в вагон и не знает, как и перед кем излить свою благодарную душу. Он заигрывает с кондуктором и стремится поцеловать его в плечико (потому что ведь, известно, у нас нет средины: либо в рыло, либо ручку пожалуйте!); он заговаривает со своим vis-à-vis2) и все-то удивляется, все-то удивляется, все-то ахает! «Я россиянин, следовательно, я дурак, следовательно, от меня пахнет», — говорит вся его съежившаяся фигура.

Источник: Русские «гулящие люди» за границей. 1863. Полный текст ЗДЕСЬ

Из "Истории одного города"

…а денег развелось такое множество, что даже куры не клевали их… Потому что это были ассигнации.

Просвещение внедрять с умеренностью, по возможности избегая кровопролития.

Умственное и нравственное декольте

Источник. Выражение из очерков «За рубежом». 1880.

Хорошо еще если за рубль будут полтинник давать

Каламбур Салтыкова-Щедрина, сказавшего в ответ на сообщение, что в Германии за рубль только полтинник дают3): «Погодите, скоро за него будут только по морде давать».

Российская власть

должна держать народ свой в состоянии постоянного изумления.

Источник: мне не известен.

Система очень проста:

никогда ничего прямо не дозволять и никогда ничего прямо не запрещать.

Источник: мне не известен.

Переходные времена

Нет, видно, есть в Божьем мире уголки, где все времена — переходные.

Человек любит успокаиваться в ожидании будущих благ, даже если бы последние были и не совсем для него ясны. Он слишком склонен утешать себя тем, что зло есть плод переходных порядков и что, вот погодите, не нынче, так завтра – все установится прочно на своих местах, и тогда добродетель предстанет во всем сиянии торжества. Но вот проходят годы, десятки лет, столетия; добродетель давно уже воссияла, а толку все нет. В ушах все с той же назойливостью жужжит бесконечная, за душу тянущая песня: «вот погодите, не нынче, так завтра»… Где ручательство, что она не будет жужжать и впредь десятки и сотни лет? Нет, видно, есть в божьем мире уголки, где все времена – переходные, и где человек, одаренный практическим смыслом и имеющий попечение о своей шкуре, должен начать с того, чтоб, отказавшись от всяких запутанных объяснений, прямо сказать себе: живем хорошо, ожидаем лучше. И затем…успокоиться навсегда…

Источник: Господа Молчалины. 1878. Цитата взята ОТСЮДА
Интересна перекличка этой мысли с проклятием «Чтоб тебе жить в эпоху перемен!», обычно приписываемым (древним) китайцам. Однако эта атрибуция подвергается сомнению: см. анализ истоков английского выражения May you live in interesting times в Википедии.

Пирог с казенной начинкой

…легионы сорванцов, у которых на языке «государство», а в мыслях пирог с казенной начинкою.

Источник. Круглый год. 1879

О священности частной собственности

Горе – думается мне – тому граду, в котором и улица, и кабаки безнужно скулят о том, что собственность священна! наверное, в граде сем имеет произойти неслыханнейшее воровство!

Горе той веси, в которой публицисты безнужно и настоятельно вопиют, что семейство – святыня! наверное, над весью этой невдолге разразится колоссальнейшее прелюбодейство!

Горе той стране, в которой шайка шалопаев во все грубы трубит: государство, mon cher! – c'est sacrrrre!4) Наверное, в этой стране государство в скором времени превратится в расхожий пирог!

Источник. Убежище Монрепо. 1882

О железной дороге

Во всех странах железные дороги для передвижения служат, а у нас, сверх того, и для воровства.

О непьющем человеке

Издревле замечено, что человек необщежительный, человек, не принимающий участия в провинциальных folles journées5), непременно должен быть человеком неблагонамеренным и злоумышляющим.

Источник. Письма о провинции.

Литератор пописывает, а читатель почитывает

Русский читатель, очевидно, еще полагает, что он сам по себе, а литература сама по себе. Что литератор пописывает, а он, читатель, почитывает. Только и всего. Попробуйте сказать ему, что между ним и литературной профессией существует известная солидарность, — он взглянет на вас удивленными глазами.

Источник. Пестрые письма. 1884

В России суровость законов

умеряется их неисполнением.

Это высказывание, часто приписываемое С.-Щедрину или же Н.М.Карамзину, кажется принадлежит П.А.Вяземскому (1792 – 1878). Источник мне не известен.

1)
Сейчас это называется «Уголовный кодекс»
2)
(фр.) человек, стоящий напротив, лицом к лицу.
3)
После русско-турецкой войны 1877-1878 гг. курс русского рубля в Европе стоял очень низко.
4)
(фр.) Мой милый – это свящщщщенно!
5)
(фр.) попойка
references/shedrin.txt · Последние изменения: 2022/07/29 21:31 — au