Курс состоит из двух разделов:
1. Решение уравнений и систем уравнений.
2. Линейные пространства и отображения .
Традиционная методология преподавания математических дисциплин: разделы в учебном курсе ставятся примерно в том же порядке, в котором они возникали в историческом развитии этой науки. В XX веке эту методологию попытались изменить: считалось правильным сначала сформулировать максимально строгие, абстрактные и общие определения, из которых потом выводить конкретные частные результаты.
Не считая необходимым дискутировать о правильности первого или второго подхода (заметив только, что имеется принципиальная разница в восприятии математических понятий у людей с абстрактным и конкретным типами мышления; см. ☞ "О математике прикладной и чистой" и ☞ Крылов А.Н. ), я уведомляю, что являюсь убежденным сторонником первого.
Итак, прежде всего,
алгебра - это наука о решении уравнений и систем уравнений.
В первом разделе мы ограничимся именно этим определением, характерным для университетских курсов высшей алгебры, сформировавшихся к началу XX века. Основная задача раздела: выяснить какие именно уравнения изучаются в алгебре и какой смысл придается в этой науке слову «решение»1).
Происхождение слова «алгебра» ☞ ЗДЕСЬ. Почему, собственно, именно эта задача стала основной ☞ ЗДЕСЬ
К началу XX века в алгебре начало формироваться и другое направление исследований: классификация (установление свойств) многомерных отображений различной природы. Именно,
выявление свойств линейных отображений
составляет основную задачу второго раздела.
Общим у двух разделов алгебры является математический аппарат: теория матриц (ими линейные отображения описываются) и теория алгебраических уравнений от одной переменной (с их помощью эти отображения анализируются).
Кроме того, во втором разделе на первый план выдвигаются и прикладные аспекты алгебры: разработанные в ней алгоритмы используются в теории дифференциальных уравнений (в том числе, в механике) и в теории вероятностей.
С моей точки зрения, идеальным учебником является такой, по которому желающий может самостоятельно обучиться предмету. Исходя из этого критерия, учебники по алгебре я ранжирую так:
1. Немецкие, французские и ангийские учебники конца XIX – начала XX вв.
2. Русские учебники 30-х – 50-х годов XX века
Однако, лучшими учебниками по алгебре я считаю книги нашего соотечественника – Якова Викторовича Успенского – до 1923 года профессора С.-Петербургского (Петроградского) университета. К сожалению, его книги
написаны по-английски…
3. Кроме указанных учебников при подготовке курса использовались следующие
Более подробная библиография с краткими характеристиками и сопутствующей информацией ☞ ЗДЕСЬ.
Принципы преподавания математической дисциплины для прикладных математиков, которым я стараюсь следовать:
Цель обучения заключается не в том, чтобы завалить студента монбланом фактов, а в том, чтобы пробудить в нем интерес к самому процессу познания, – как отражением внутренней красоты науки, так и показом ее практических приложений.
Объяснения вести «от простого — к сложному» и «от частного — к общему». Наглядность идеи важнее строгости доказательства. Постановку задач сначала пояснять на примерах. Вообще, чем больше примеров — тем лучше.
Принцип бритвы Оккама: не вводить излишних сущностей (в том числе и обобщений), если они нигде в дальнейшем не применяются.
В современном научном мире распространено опасное заблуждение, что мы умнее наших предшественников. Только этим я могу объяснить то неуважение, которые проявляют авторы многих современных учебников (и научных публикаций) к наследию, оставленному нам предыдущими поколениями – тем же XIX веком. Предисловие к учебнику
Бертран Ж. Дифференцiальное исчисленiе. «Наука и жизнь» С.Петербург. 1911
заканчивается следующими словами автора (подчеркнуто мною)
Ни убавить, ни прибавить – жаль, что сформулировано не мною . В свой курс я включил исторические очерки о математиках, стараясь при этом выделять не столько их научные достижения, сколько их мировоззрение – то, что, по моему мнению, влияло на упомянутый Бертраном «дух творчества». В подборе исторических комментариев я руководствовался исключительно личными пристрастиями.
Утешев А.Ю., Калинина Е.А. Лекции по высшей алгебре. Части I и II . 2007. alg2.pdf
Утешев А.Ю. Высшая алгебра. Раздел II. СПб. «Золотое сечение». 2007. 162 c. Конспект
☞ ЗДЕСЬ
☞ ЗДЕСЬ