~~SLIDESHOW~~ ==Виртуальный факультет == {{ logo48.gif |}} \\ \\ http://pmpu.ru/vf4 \\ \\ Почему я им занимаюсь? ---- Лекция от **24.10.2008** г. (с последующими правками и дополнениями). **Аннотация:** Наукоемкие и образовательные ресурсы интернета: цели создания, особенности наполнения, проблемы использования и взаимоотношений с академическим сообществом. Эпоха Просвещения: от энциклопедистов XVIII века до Wikipedia и Google Knol. Где место университета? ===Цель технологическая== Создание интернет-сервиса для наполнения математических ресурсов силами неподготовленных пользователей с нечеткой мотивацией === Цель содержательная == * Обзорная статья * Примеры * Приложения === Целевая аудитория === * Все, кому есть что --сматерить-- математически выразить * Все, кто вынужден --материться-- математически выражаться ---- Дилетант (dilettante (//итал.//) -- любитель) --- студент --- специалист === Ориентиры == * Просвещение * Обучение * Консультация === Преимущество 1.== Наглядность: * цвет * звук * динамика {{ help:trr.gif }} ---- "Учить показом, а не рассказом". Интернет предоставляет такие иллюстративные средства, которые в печатном варианте недоступны. === Преимущество 2.== Беспредел ---- Нет ограничения на объем материала. Возможность модификации -- оперативной и без посредников, возможность одновременного (параллельного) редактирования нескольких страниц. === Проблемы содержания 1. == Что выкладывать? ---- Смена носителя информации не гарантирует повышения ее усваиваемости: оцифрованный учебник доступнее - но не удобнее - бумажного. === Проблемы оформления == Учебник должен стать интерактивным и гипертекстовым. ---- Принятая в бумажных учебниках "линейная" форма подачи материала не отвечает "физической карте" интернета: архипелагу с перекинутыми между островами мостами-гиперссылками. === Проблемы содержания 2.== Зачем? Как? Почему? ---- Читателю надо быстро определить нужен ли ему тот или иной материал. Значит надо обязательно указывать "конечные точки", т.е. собственно приложения, чтобы идя от них -- как Тезей по нити Ариадны -- читатель смог спуститься до той глубины теории, которая потребуется __ему лично__... === Образовательные проекты в интернете (математика) == * Авторские проекты: обладатель (носитель) знаний не может их оформить * Публичные проекты: "теряется" авторство/индивидуальность ---- Неопределенность целевой аудитории: на какой уровень ориентироваться? === Коллективный разум == {{wiki.jpg|}} Отсутствие системного подхода. Каждый специалист мнит себя популяризатором, но не может убедить в этом других. ---- Непродуманность методологии, отсутствие связности изложения материала, да и просто отсутствие культуры --- уважительного отношения к потенциальному читателю.[[Эти слова относятся к русскоязычной версии Википедии; английская --- на порядок качественней.]] === Вспомним энциклопедистов? == Как из стаи индивидуалистов создать коллектив? От демократии к диктатуре: редактор --- существо полезное. ---- И судя по ((http://www.alleyinsider.com/2009/1/who-the-hell-writes-wikipedia-anyway ссылке)) в Wikipedia это тоже понимают... === Роль преподавателя (создателя) == Тьютор, консультант, советчик. * Задать "вектор целей". * Сгенерировать набор задач и проанализировать их решение. * Указать "скользкие места" и возможные приложения теории. === Требование к преподавателю == Magister должен иметь: * склонность к терпеливому наставничеству; * достаточный кругозор и готовность его постоянно расширять; * умение связно и образно выражать свои мысли. === Требование к обучаемому == Studens должен иметь: * интерес (мотивацию) к обучению; * силу воли. ---- **Ссылки.** 1. Эко У. «От интернета к Гутенбергу: Текст и гипертекст». http://kudr-phil.narod.ru/material/eko.html 2. Википедия: свободная энциклопедия. http://ru.wikipedia.org/wiki/ 3. The MacTutor History of Mathematics Archive. http://www-history.mcs.st-andrews.ac.uk/ Хорошо структурированная база данных биографий математиков с параллельной историей знаменитых математических задач. 4. Математические этюды. http://www.etudes.ru/ Анимационные рассказы о математических задачах: изящны по сценариям и технике исполнения. 5. Галкин В. Правильный учебник. http://habrahabr.ru/blogs/i_am_clever/50566/