==ОБРАЗОВАНИЕ: КОМУ НУЖНО КАЧЕСТВО? == **А.Ю.Утешев** //Выступление на депутатских слушаниях законодательного собрания С.-Петербурга ((http://www.assembly.spb.ru/manage/page?tid=633200002&nd=458264766 "Проблемы образования в Санкт-Петербурге в период экономического кризиса")) 2 июня 2009 г.// Так получилось, что я --- по возрасту и положению --- оказался "на грани". В 1984 году я закончил университет, т.е. я попал на советскую систему образования, и с тех пор работаю уже в постсоветской системе (25 лет стажа). Преподаю высшую алгебру на первом курсе, т.е. имею дело с выпускниками школ: сразу же, как только они поступили, они оказываются у меня на курсе. Кроме того, последние 7 лет --- с 2000 по 2007 гг. --- я исполнял обязанности председателя методической комиссии нашего факультета, т.е. отвечал за содержание учебного процесса --- организацию "кого, что и как учить будем". И в ходе этой общественной работы мне пришлось "выходить в люди" --- обращаться к работодателям, организовывать "круглые столы" – для решения основной проблемы образования: **чему учить и как учить**. И основной тезис моего выступления идет несколько вразрез с предыдущими докладами. Основной проблемой современного образования я считаю **отсутствие целей у этого образования**. Целей, которые внятны и разделяемы всеми участниками процесса: студентом, преподавателем, работодателем и обществом, в том числе и государством. Еще раз: чему учить и как учить? 90-е годы --- угар либерализма, вузы брошены в свободное плавание. То есть государство нас //как бы финансировало//, ну а мы //как бы учили// --- чему могли, одним словом, выживали. Ну, эту эпоху вы помните --- мало приятного. Наши студенты нам в упор заявляли: "Мы ничего делать не будем, мы пришли сюда за дипломом, вы обязаловку какую-то делаете, но мы на нее плюем." К счастью, эта эпоха закончилась --- чем закончилась? --- кризисом. 1998 год. Слава Тебе, Господи! После этого стали приходить "внятные" абитуриенты. Они немножко протрезвели, они стали понимать, что рынок --- не "халява", что какие-то знания там все-таки нужны. Это --- с одной стороны. С другой стороны, вузы научились худо-бедно выживать: такой нищеты, что была в 90-е годы, уже не было. Но одна проблема сменила другую: не было денег --- было плохо, появились деньги --- стало еще хуже. Кто платит --- тот и заказывает; где кошелек --- там и сердце. Цель образования стала: работать "на кошелек". Еще какой аспект надо отметить. В 2000-м году стали осмысленней требования работодателей --- они стали спрашивать: "Кого вы там готовите? Как можно вам помочь, что–то исправить и так далее?" Это --- положительный аспект. Итак: абитуриенты стали умнее, родители стали умнее, работодатели стали интересоватьcя на предмет "что там у вас внутри?" Даже какие-то попытки госзаказа со стороны правительства Санкт-Петербурга стали приходить... Hо тут на нас, наконец, обратило внимание "большое" правительство --- своей реформой. Которая своей целью никакого отношения к основной цели образования --– чему учить и как учить --- не имеет. То есть все эти формы, эти ЕГЭ, а еще Болонский процесс (о котором сегодня почти не говорили), --- они какие: хорошие или плохие? Да они --- никакие! Сами по себе, в абстрактном понимании, они могут быть и хорошими и плохими. Это --- __средства__. А цели-то государство не поставило! Кто нужен государству? Мы что --- ориентируемся на рынок? Мы прошли кризиc 1998 года? --- Мы вляпываемся в кризис 2008 года. В результате этот рынок --- который, вроде бы, требовал юристов, экономистов, политологов --- весь пошел вниз. И даже информационные технологии под угрозой находятся. Потому что основная масса заказов поступала, как выяснилось, из-за границы. И сейчас большинство фирм не берет на работу! В этом году они сократили прием, что будет дальше --- непонятно. Итак цели --- кто их выставит? Государство? – Ну мы с вами понимаем, что к государству отношение подозрительное. Рынок? --- Ну два кризиса уже пережили. Абитуриент может поставить себе цели? --- Да тоже очень сомнительно. Остается --- все общество. Вот это и есть – конечная точка. Кризис --- слово греческое, оно имеет смысл "поворотный пункт". В какой-то момент жизнь нам поставила вопросы, на которые мы должны ответить. Основная проблема современного образования --- **проблема целеполагания**: куда идем и что строим? Кто должен выставить эти цели? --- Все участники процесса, в том числе и государство. Второе: **контроль "на выходе"**. Бездумное распыление денег над вузами приводит к тому, что эти деньги тратятся "в никуда". ЕГЭ --- это плохо, но это --- хоть какой-то внешний контроль, он хоть как-то отражает реальность ситуации. Точно такой же внешний контроль должен быть на выходе из вуза. Да, нужно финансировать, но нужно и спрашивать. Кто должен спрашивать? Само по себе вузовское сообщество не способно с этим справиться в одиночку, обязательно требуется внешний контроль. Третье: **защищенность** всех **участников процесса** от произвола. Я имею в виду: руководителей вузов от министерства, преподавателей – от руководителей вузов, школьных учителей --- от директоров, социальная защищенность обязана быть. И последнее: в момент кризиса не надо усугублять кризисные процессы. Все **попытки реформ**, которые даже начинались ранее, **нужно приостановить**. Я имею в виду и ЕГЭ и Болонский процесс: не надо увеличивать хаоса.